Обитаемый остров Оленёнка и Тотки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Венчание

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Великое таинство венчания.

Слово “венчание” очень красиво. В нем и “венец”, и “начало”, и “величание”... А самое главное — Любовь, которую на всю жизнь благословляет Сам Господь. Может, именно поэтому многие, откровенно говоря, побаиваются такого решительного шага и оставляют таинство венчания “на потом”, когда “все крепко склеится”...

Рука об руку

Если молодожены хотят скрепить свой союз в церковном браке, сделать это никогда не поздно, даже прожив многие годы в браке гражданском (здесь следует заметить, что церковь именует брак, зарегистрированный в ЗАГСе, именно так).

Венчание — это личное дело каждой пары. Венчаться можно только после гражданской регистрации (необходимо предоставить свидетельство о браке). Для верующих людей регистрация брака в ЗАГСе — формальность, требуемая государством, а подлинное значение имеет лишь брак, заключенный перед лицом Господа. Однако венчание и связанные с ним церемонии не имеют никакой юридической силы в государственных органах.

Раньше венчанию предшествовало сватовство и обручение, сходное с популярной до сих пор в аристократических семьях старой Европы помолвкой.

Сейчас таинство венчания включает в себя и обряд обручения, который совершается в притворе храма, почти у самых дверей. Священник берет золотое кольцо и трижды произносит: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты)”.

Согласно православной традиции обручальное кольцо носят на правой руке, так как именно ею совершается крестное знамение. Когда все завершено и кольца надеты, переходят к венчанию.

Священник ставит молодых перед аналоем с Крестом и Евангелием на белое подножие. Единое для двоих подножие символизирует общую радость и нераздельное жительство в супружестве, а белый цвет — целомудрие и девство вступающих в брак. Подножие обычно приносят в храм сами молодые.

Венчание начинается словами: “Благословенно Царство...”

После чтения определенных молитв батюшка берет венец, знаменует им крестообразно жениха и дает поцеловать образ Спасителя, закрепленный на передней части венца. Так же батюшка благословляет и невесту, давая ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец.

В таинстве венчания много значимых и трогательных моментов, однако, не стоит их подробно описывать, лучше все живо воспринять самим. Например, когда батюшка трижды обводит пару вокруг аналоя — это так величественно, чинно.

Один из наиболее важных моментов — совместное, по очереди в три глотка, испитие единой чаши с вином, символизирующей отныне общее житие в радости и печали. Причем жена до последней капли должна допить все, что осталось на дне чаши... Символично, не правда ли?

Таинственно, торжественно и великолепно, грандиозно и просто — венчаться с любимым.

Подготовка к таинству

Перед тем как вступить в новую жизнь, нужно очистить душу от прошлых грехов, а посему церковь предписывает молодым людям исповедоваться и причаститься. Для этого три дня воздерживаются от скоромной пищи (молочные продукты, яйца, мясо) и брачных отношений, если таковые уже есть. Вечером накануне Причастия надо обязательно отстоять вечернюю службу, дома прочитать молитвенное правило, включающее ряд канонов: покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению. А утром строго натощак (после полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни курить) прийти в храм на Литургию и причаститься.

Храм по душе

Не зря говорят, что у каждого своя церковка. К какому храму сердце прикипело, там и стоит обвенчаться, вовсе не обязательно идти в известный и шикарный храм. Благолепие ведь хранится в той благодати, которую получил именно ты и именно в этом храме. Немалое значение сокрыто и в том, кто венчает молодую пару. Ведь выбор священника может быть судьбоносным — возможно, этот батюшка станет духовным отцом и наставником новой семьи. К сожалению, в монастырях не венчают. А жаль, там такая удивительная атмосфера величия и торжественности... Также таинство венчания может совершать только тот священник, который не принял монашество в миру.

Вам понадобится :

·• свидетельство о браке;

·•кусок белого полотна или полотенце (на нем молодые будут стоять);

·• белые платочки для свечей;

·• нательные крестики обоих супругов;

·• венчальные свечи;

·• кольца;

·• иконы Спасителя и Богородицы.

Внешний вид невесты:

·• минимальный, практически незаметный макияж и неброский маникюр, несильные духи;

·• обязателен головной убор — фата, косынка;

·• нельзя надевать брюки, даже если это дизайнерский свадебный костюм;

·• руки, плечи, спина, грудь должны быть закрыты (следует позаботиться о накидке);

·• длинная и пышная фата — не самый удобный вариант (может легко коснуться горящих свечей);

·• платье допускается любого цвета (хотя по традиции невеста должна быть в белом или светлом);

·• желательно, чтобы каблуки были не очень высокие и устойчивые (стоять долго, к тому же с венцом на голове).

Дни, когда не совершается обряд венчания:

1. Вторник

2. Четверг

3. Суббота

4. Великий пост (семь недель до Пасхи)

5. Петров пост (второй понедельник после Троицы)

6. Успенский пост (14—27 августа)

7. Рождественский пост (28 ноября—7 января)

8. Святки (7—19 января)

9. Сырная седмица (одна неделя до начала Великого поста)

10. Пасхальная неделя (светлая седмица)

11. 14 февраля (канун Сретения Господня)

12. 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы)

13. Канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи)

14. Канун дня Святой Троицы (49-й день после Пасхи)

15. День Святой Троицы

16. 10, 11 сентября (канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи)

17. 20 сентября (канун Рождества Пресвятой Богородицы)

18. 26, 27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня)

19. 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы)

Даты даны по новому стилю.

Требуется разрешение архиерея на венчание:

Православного с лицом другого христианского вероисповедания (католиком, баптистом).

Церковный брак невозможен:

·• при вступлении в брак более чем три раза;

·• если жених и невеста находятся в близком родстве (до четвертого колена);

·• если кто-либо из вступающих в брак объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим на венчание по настоянию другого супруга или родителей;

·• если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием;

·• если один их будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом (гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый);

·• если между женихом и невестой имеется духовное родство, обретенное при крещении;

·• если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм).

Людмила Ильина, русский семейный журнал "Свадьба"(г. Москва) При поддержке Храма Живоначальной Троицы в Никитниках и лично настоятеля Храма протоиерея отца Арсения

0

2

В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты

Существуют однодневные и многодневные посты.

Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель - седмиц: недель, в которые в среду и пятницу нет поста.

К таким относятся: святки; третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица - неделя после Пасхи; Троицкая седмица - неделя после дня Святой Троицы (Пятидесятницы). А также в праздник Воздвижения Креста Господня, День Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники.

Многодневные посты: Великий пост, Петровский - начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла ( 12 июля); Успенский - с 1 ( 14 ) августа по Успение Богородицы 15 ( 28 ) августа; Рождественский - с 15 ( 28 ) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими - см. 69 правило св. Апостолов.

Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян.

Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается.

Нельзя венчаться также:

- на пасхальной неделе;

- на святках (дни от Рождества Христова 25 декабря старого стиля (7 января нов. ст.) до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику;

- в дни накануне двунадесятых праздников;

- в субботу;

- во вторник и четверг (т.е. в дни накануне среды и пятницы).

Невесте нужно подсчитать, не попадает ли венчание на "критические дни" (в эти дни женщине запрещено появляться в церкви).

Требования, которые вносит православная церковь в наряд невесты:

- минимальный, практически не заметный макияж и неброский маникюр, несильные духи;

- обязателен головной убор - фата, косынка;

- на ногах должны быть закрытые туфли, а не босоножки;

- нельзя надевать женщине брюки;

- руки, плечи, спина, грудь - должны быть закрыты (позаботиться о накидке);

- проблема с длинной и пышной фатой - можно испортить, если коснется горящих свечей

На венчание нужно будет взять с собой 2 полотенца (одно кладут под ноги, другим завязывают руки), 4 носовых платка (2 для молодых - держать свечи, 2 для свидетелей - держать венцы), 2 иконы. Венчальные свечи можно будет купить в церкви непосредственно перед началом церемонии.

Церковный развод, как его получить

Жила семья, существовала. Но пришёл конец чувствам (а может, их и не было?), накопились взаимные обиды. И совместная жизнь стала в тягость.

Развод. Но что делать, если «союз был заключён на небесах», а венчание проходило в церкви? Что такое церковный брак, знают, я думаю, все. Но что такое церковный развод? И как его получить?

На всякий случай напомню, что брак может быть церковным (освящённый), гражданским (зарегистрированный в гражданских институтах, например, в ЗАГСе) и фактическим (никак не оформленное совместное проживание).

Если существование семьи прекратилось и её восстановление невозможно, но супруги были повенчаны, встаёт резонный вопрос о разводе и церковном. Особенно остро этот вопрос встаёт при необходимости второго брака.

Конечно, есть те, кто даже не задумается о необходимости расторжения церковного брака, но для истинных верующих (а по логике церковные браки должны заключаться именно между церковными людьми, т.е. причастными к церкви) всё это очень важно.

Церковный развод при отсутствии светского официально не прекращает брака. Хотя церковь и не должна разрешить церковный развод при сохранении зарегистрированного брака. При этом для государства светского развода достаточно: человек после него считается свободным, даже если церковный брак не расторгнут.

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, но допускает следующие причины развода, установленные Земским Собором 1917 г.: отпадение супруга от Православия, супружеская измена или противоестественные пороки, заболевание супруга проказой или сифилисом, серьёзная, неизлечимая душевная болезнь супруга, безвестное отсутствие одного из супругов более 5 лет, посягательство на жизнь или здоровье супруга или детей, оставление супругом семьи, вступление супруга в брак с другим лицом и т.д.

Для получения церковного развода, или так называемого «развенчания», следует подать прошение на имя епархиального архиерея в епархиальное управление и, после рассмотрения дела, Владыка примет решение.

Если вы не знаете, что и как нужно делать, советом может помочь любой батюшка. Но в общих чертах письменное обращение к Владыке должно содержать следующее: краткая история брака с объяснением причин развода, когда и где был заключён церковный брак, копия документов о гражданском разводе.

После признания первого церковного брака «безблагодатным» человек может венчаться повторно. Если один из венчающихся участвует в этом таинстве впервые, совершается обычное чинопоследование, как в первый раз. Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам.

Конечно, каждый случай церковного развода глубоко индивидуален и требует соответствующего подхода. Зачастую даже священники имеют на этот счёт разные (и противоположные) мнения.

Но, наверное, всё же лучшим средством против церковных разводов является осознание всей серьёзности венчания. Священник в личной беседе должен выяснить, действительно ли жених и невеста являются верующими и крещёными и готовы к церковному браку. Очень часто люди венчаются из-за веяний моды или по другим причинам, не относящимся к вере. Стоит ли удивляться, что таким семьям потом требуется расторгнуть свой брак?

Родился человек, растёт, совершенствуется, добивается чего-то в жизни, достигает определенных высот, занимает определённое положение в обществе. И о нём говорят, что он состоялся. И чтобы достичь высшей степени развития, человек освящает свой брак. А решение венчаться должно быть осмысленным, чтобы потом избежать необходимости узнавать о церковном разводе.Повторное венчание - расторжение церковного брака или церковный развод

Последование о второбрачных

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование

Расторжение церковного брака

Расторгнуть церковный брак может только архиерей или церковный суд, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин. Например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв.

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Как говорится в Библии, "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует". Церковь осуждает развод, как грех, потому что считается, что он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, или кому-то из них, а также детям. В случаях если между супругами происходят конфликты, то Церковь настаивает на сохранении семьи и целостности брака.

Перед венчанием священники должны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.

Но:

расторжение церковного брака реально при:

* измене или вступлении кого-либо из супругов в новый брак;

* принятие одним из супругов новой веры, отлучение от православия;

* неспособность к рождению детей;

* длительное безвестное отсутствие;

* осуждение к наказанию;

* посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей,

* если брак был заключен незаконно (насильно, без уведомления о душевном расстройстве или другой тяжелой болезни, между близкими родственниками, при наличии законного супруга (супруги) и т. д.,

* злонамеренное оставление одного супруга другим.

Кроме этого, сейчас священники допускают церковный развод при медицински засвидетельствованных алкоголизме или наркомании, а также совершение женой аборта при несогласии мужа.

После законного церковного развода, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается. Епитимия - это наказание, форму которого определяет священник (пост, милостыня, паломничество и т.д.)

Прошение о расторжении брака пишется на имя Архиерея (епископа, архиепископа, митрополита).

0

3

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ТАИНСТВУ ВЕНЧАНИЯ

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

* Икону Спасителя.

* Икону Божией Матери.

* Обручальные кольца.

* Венчальные свечи (продаются в храме).

* Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

ЧТО НАДО ЗНАТЬ СВИДЕТЕЛЯМ

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ ВО ВРЕМЯ ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

КАК ПРОИСХОДИТ ОБРУЧЕНИЕ

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.

Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ВЕНЧАНИЕ

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши». ( “Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» ("“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)— “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство...”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4—5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати...”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем. В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй...”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СВАДЕБНАЯ ТРАПЕЗА

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

ЧТО МОЖЕТ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ХРИСТИАНСКОМУ БРАКУ

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

КОГДА НЕ СОВЕРШАЕТСЯ БРАКОВЕНЧАНИЕ

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

0

4

Обряд венчания в разных культурах

Католицизм.Важной особенностью католических браков является то, что брачный обет супруги дают друг другу в присутствии свидетелей. Церковь в лице священника только закрепляет как главный свидетель и закрепляет властью Церкви супружеский союз.

В прежние времена Католическая Церковь старалась не допускать браков между католиками и некатоликами. В наши дни браки между католиками и представителями других христианских верований (православными, баптистами и др.) признаются ею, если они были заключены в христианской конфессии. Возможны теперь и браки между христианами и неверующими. В этом случае, если брак заключается в церкви, брачный обет приносит только верующий, и супругу (супруга) католика церковь не обязывает принимать католицизм накануне религиозного вступления в брак. Таинство брака не может считаться действительным, если в брак вступает человек, уже находящийся в законном браке или принявший монашество; брак не может быть совершен по принуждению.

Согласно католическому учению, действительный брак нерасторжим и прекращается только со смертью одного из супругов. Католическая Церковь не допускает возможности расторжения действительных браков. Надо сказать, что это обстоятельство стало на пути счастья ни одного человека. Особенно строго это правило соблюдается в обители католицизма, в Италии. Например, нынешнему мужу Софи Лорен так и не удалось добиться развода с первой женой, не смотря на то, что они фактически расстались много лет назад. И брак Софи Лорен, заключенный за пределами Италии не считается действительным на родине. Специальные церковные трибуналы рассматривают прошения о признании брака не действительным только в случае, если доказано, что имели место принуждение или другие соответствующие обстоятельства. Нерасторжимость брака исключает повторное вступление в брак.

Иудаизм.В иудаистской традиции свадебная церемония носит название хупа. У иудеев брак считается действительным, если он заключен между представителями одной веры. И брак, зарегистрированный государством между евреем (еврейкой) и представителем другой веры не имеет силы для церкви.

По ашкеназскому обычаю (обычай европейских евреев) жених приходит в субботу перед свадьбой в синагогу и поднимается к Торе. Церемония начинается с благословения, затем жених надевает кольцо на палец невесте и произносит: «Вот, ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля». После посвящения раввин или ведущий хупу читает ктубу и семь благословений, которые принято повторять по завершении трапезы в каждый из семи дней после свадьбы, столько дней длится праздник. Приданое составляют ценности, которые жена приносит в дом мужа после совершения брака. В наши дни приданым считается сумма денег, которую отец невесты обязуется предоставить в распоряжение новобрачных.

Ислам.Для мусульман брак прежде всего социальный договор, налагающий на мужчин и женщин равные обязательства и предоставляющий им равные права. Мусульманские браки довольно часто создаются по взаимному уговору родителей жениха и невесты, однако родители не должны принуждать своих детей к нежелательному для них браку, такой брак не признается исламом.

Церемония исламского бракосочетания заключается в чтении Корана и завершается обменом брачными клятвами в присутствии свидетелей со стороны жениха и невесты. Свадебное торжество называется валима и отмечается либо в день бракосочетания, либо в один из трех последующих дней. По этому поводу устраивается пир со множеством гостей.

На создание смешанных браков ислам накладывает ряд ограничений. Юношам-мусульманам разрешено жениться на девушках, исповедующих христианство или иудаизм, однако девушкам-мусульманкам нельзя выходить замуж за юношей другой веры, потому что дети должны принимать религию отцов. В противном случае они становятся немусульманами. Исламский закон предусматривает, что мужчина вправе иметь не одну жену, а 2—4 (но не более). Развод в исламе допускается. Процедура развода довольно проста: муж, желающий развестись со своей женой, должен троекратно объявить ей об этом намерении в трехмесячный срок.

0

5

Венчальные иконы

По давней православной традиции жениха и невесту родители благословляют иконами: Спасителя и Божией Матери. Эти иконы передаются по наследству; от родителей детям. Венчальные иконы специально заказываются в иконописной мастерской или покупаются в церковной лавке и освящяются в православном храме.В окончании таинства бракосочетания молодых подводят к Царским Вратам.

Жених прикладывается к иконе Спасителя, невеста - к иконе Божией Матери, затем новобрачные меняются местами и опять прикладываются к иконам. Священник дает им поцеловать напрестольный крест и благословляет венчальными иконами. Жениху вручается икона Спасителя, невесте - икона Божией Матери.

Иконы Спасителя и Божией Матери размещаются в доме новой семьи в красном углу. Перед ними муж, жена и дети должны совершать утренние и вечерние молитвы, испрашивать Божия благословения на дела своих рук и благодарить Господа за милость и помощь. Во время молитвы перед иконами зажигают свечу или лампаду.

Венчальные иконы необходимо бережно хранить, чтобы в свое время передать в благословение своим детям.Во гроб венчальные иконы не кладут. Если семья осталась бездетной, то лучше их подарить родственникам или ближним. Старые, обветшавшие иконы, если они не подлежат реставрации, необходимо отнести в храм для сжигания.

Венчальные свечи

Благочестивый русский обычай предполагает бережное хранение венчальных свечей как воспоминания о Таинстве Бракосочетания.

Иногда их ставят в киот иконы, которую получили как благословение родителей на брак.

Венчальные свечи можно ненадолго зажигать во время разлуки с супругом или семейного разлада. Пламя венчальной свечи напомнит забывшему о любви супругу о том, каким счастливым он был в день своей свадьбы, напомнит ему о необходимости всеми силами сохранять семью.

По древнему русскому обычаю венчальные свечи кладутся в гроб супруга, умершего последним.

0